Пирамиды Гизы находятся в 25 километрах от египетской столицы Каира. На протяжении сорока пяти веков их существования не перестают удивлять и восхищать воображение. Возведенные для фараонов Хуфу и Хефрена пирамиды относились к семи чудесам света. И поныне эти исполинские сооружения являются визитной карточкой египетской культуры.

Основанием пирамиды служит квадрат, при этом высота пирамиды несколько уступает по длине каждой из его сторон (230х230 метров). Ориентировочно посередине одной из сторон сооружения присутствует подвижный камень, отодвинув который открывается длинный извилистый коридор, упирающийся непосредственно в помещение, где расположен саркофаг.

Пирамиды, возвышающиеся над окраиной бескрайней пустыни, производят величественное впечатление. Первоначально пирамида Хуфу (Хеопса) устремлялась ввысь на 149,59 м, усыпальница Хефрена на 143,5 м.

На сегодняшний момент параметр высоты этих пирамид составляет 137 и 136.6 метров соответственно. Древнейшей среди пирамид архитектурного комплекса в Гизе является пирамида Хеопса, архитектором которой по преданию был близкий родственник фараона вельможа Хемиуну (Хемон).

Боковые поверхности пирамиды привязаны к расположению частей света настолько точно, что вызывает удивление, при этом погрешность составляет несколько минут. Любопытным фактом является то, что угол наклона низкого коридора, ведущего внутрь с северной стороны пирамиды равен углу наблюдения древними египтянами Полярной звезды.

Размещение в пирамиде трёх погребальных камер, отражает соответствие трем стадиям строительства, потому что желанием фараона было готовность усыпальницы в любой момент. Пройдя наклонный коридор, на уровне земли продолжением служит ведущий вверх проход, выходящий в малогабаритную галерею.

Далее, преодолев крошечную камеру, перед нами открывается великолепие Большой галереи высотой 8.5 м и длиной 47 м. Облицовочные плиты ложного свода из известняка уложены друг на друга с перехлёстом в пять, шесть сантиметров. Стены галереи составляют каменные блоки настолько тщательно подогнанные, что создает впечатление сплошной поверхности.

пирамиды Гизы

Большая галерея заканчивается проникновением в маленькую каморку – шлюз, непосредственно за которой расположена погребальная камера фараона, облицованная розовыми гранитными плитами. Габаритные размеры камеры составляют 10,5 х 5,2 х 5,8 м. (ДхШхВ). Для компенсации громадных усилий, создаваемых на погребальную камеру колоссальной тяжестью каменной массы, в пространстве над потолком размещены пять разгрузочных камер.

Самая верхняя из камер конструктивно выполнена в виде двускатной крыши, из огромного размера гранитных блоков. Ориентация погребальной камеры точно по сторонам света. Сам саркофаг размещается у западной стены и сработан из одной гранитной глыбы розового цвета, при этом следов крышки саркофага нет, как не осталось и следа от мумии фараона.

Восточнее пирамиды находится верхний (заупокойный) храм фараона, представленный двориком со столбами из гранита пройдя который попадаешь к нише хранения культовой статуи фараона. Внутренние поверхности храмовых стен украшали тонкие барельефы.

Фараон Хефрен соорудил свою пирамиду, чуть меньше по габаритам, чем габариты пирамиды его отца, фараона Хеопса. Фундаментной подошвой эта пирамида представлена размерами 210,5Х210,5 м. Сохранность пирамиды Хефрена несколько лучше, чем пирамиды Хеопса, и вблизи её вершины есть уцелевшие облицовочные плиты. Нижние ярусы пирамиды была облицованы гранитом.

Организация внутренней планировки пирамиды достаточно проста: коридор, ведущий к погребальной камере, облицован гранитными плитами, а потолок состоит из известняковых блоков и конструктивно выполнен в виде двускатной крыши. Потолочные плиты камеры наклонены под тем же углом, что и грани пирамида, а именно 52°20″.

Планировкой храма фараона Хефрена воспользовались последующие поколения для строительства подобных сооружений. Входной портал храма состоял из трех колонных залов, располагающихся последовательно друг за другом, далее размещался двор в окружении каменных колонн, по центру которого располагался жертвенный алтарь.

Напольная отделка в центральном дворе реализована применением белого алебастра, пространство перед колоннами из красного гранита было занято величественными белыми статуями бога Осириса.

Коридорная поверхность стен образованная вертикальными столбами, была сплошь покрыта барельефам. Западную часть храма занимают пять глубоких камер, в которых размещались культовые статуи фараона. Северная часть сооружения является началом коридора, выходящего на площадку перед пирамидой.

пирамиды Гизы

Воспользовавшись коридором южной стороны, имелась возможность добраться до складских помещений и в находящееся в самом конце храма святилище.

В строгом соответствии с осью здания, в западной стене устроено большое углубление в виде ниши, которая предположительно являлась ложной дверью и служила местом размещения подношений усопшему фараону.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что при возведении храма фараона Хефрена применялось пять классических элементов, что привело к тому, что последующие века подобные сооружения в обязательном порядке представлены входным залом-вестибюлем, центральным двором, в окружении каменных колонн, пятью камерами с культовыми статуями, складскими помещениями и святилищем.

Уровень сохранности нижнего храма архитектурного ансамбля пирамиды Хефрена в Гизе выше остальных древних сооружений. Облицовка из асуанского гранита придает возведенному из местного известняка зданию монументальный вид.

Сооружение высотой 13 м и длиной стороны квадратного основания 45 м с восточного фасада оборудовано двумя симметрично расположенными дверьми, находящиеся под охраной двух сфинксов в лежачем положении. Пространство над дверьми и по их сторонам было занято иероглифами, обозначающими имя и титул фараона.

За этими дверьми располагался зал-вестибюль, откуда минуя небольшой коридор можно было очутиться в «Т» — образном центральном зале. Потолочное перекрытие храма поддерживалось шестнадцатью монолитными гранитными столбами, но к настоящему моменту каменные плиты потолочного перекрытия давно обрушились.

На белом полу из алебастра перед тщательным образом отполированными поверхностями стен выполненных в розовом граните размещались 23 больших тронных статуй фараона исполненных из темно-зеленого диорита.

Инкрустация статуй была выполнена с применением светлого алебастра и зеленоватого сланца. Одна из этих статуй была обнаружена археологами в подполе вестибюля, сейчас эта статуя является достопримечательностью музея в Каире.

Световое оформление зала с колоннадой выполнено с помощью небольших окон под самым потолком. Внутри храмовое убранство впечатляет своим аскетизмом, но применение благородных стройматериалов наряду с их гармоничным сочетанием впечатляют своей изысканностью.

пирамиды Гизы

Значительно меньше двух предыдущих предстает пирамида фараона Микерина имеющая угол наклона рёбер 51°20″длину стороны квадратной подошвы 108,5 м. В нижней трети пирамида была облицована с помощью розового асуанского гранита, 16 рядов которого весьма сносно сохранились. От известняковых облицовочных верхних ярусов пирамиды не осталось и следа. Облицовка коридорной системы на входе, как и погребальной камеры, была выполнена с использованием полированных гранитных плит.

В северном направлении от пирамиды Микерина расположен заупокойный храм фараона, архитектура которого повторяет решения заупокойного храма фараона Хеопса. В складских помещениях кладовых нижнего храма были найдены прекрасно сохранившиеся статуи фараона тонкой работы, изображающие фараона в обществе двух богинь.

Пирамиды Гизы не являются отдельными самостоятельными сооружениями, это композиционные центры погребального комплекса, которые выполняют функцию завершающего элемента. Составные части этой композиции представляют процесс перерождения усопшего фараона в бога Солнца и отмечают значимые моменты на этом пути.

Путь фараона вторил движению Солнца по небосводу с востока на запад и перпендикулярно течению Нила. Роскошная ладья с телом фараона на борту медленно достигала специального пристанища на берегу реки, где и бросала якорь.

Сразу за пристанью располагался нижний храм, который исполнял функцию ворот на пути фараона. В этом месте производились манипуляции по совершению обрядов очищения и мумификации тела фараона. Сохранением облика фараона занималась многочисленная армия его скульпторов. Позади нижнего храма имел своё начало коридор, ведущий к пути восхождения к заупокойному храму.

По этому пути фараон отправлялся в свой последний путь. В заупокойном храме производились церемониальные манипуляции по обожествлению фараона, после чего гроб с мумией фараона размещали в расположенный в пирамиде саркофаг.

Пирамида обносилась каменной стеной, а поблизости располагались маленькие пирамиды-спутницы, назначение которых весьма неоднозначно. Какие-то из них были использованы для захоронения жен и детей фараона, другие являлись местом жертвоприношений.

пирамиды Гизы

Вблизи большинства пирамид археологи обнаружили останки погребальных ладьей. В случае с пирамидой Хеопса стало известно о наличии пяти подземных «доков» для царского флота. Причем в двух наличествовали непосредственно корабли фараона.

Источник