Кафедральный собор Святой Марии в Толедо – один из шести величественных храмов Европы. Этот католический собор является наследием того времени, когда Толедо был духовным центром Испании. Рассказ о Толедском соборе нельзя начать без предварительного описания города, где он находится.

Толедо считают самым испанским городом из всей страны. Этот древний город великий Сервантес назвал так: «честь Испании и свет всего мира». Дух Толедо ощущается во всем.

Удивительна история Толедо. Сначала – римское владычество, потом пришли варвары (вестготы)и с 534 года Толедо стал столицей их королевства вплоть до 711 года. Королем вестготов был Родриго. От его великолепного дворца в настоящее время осталась одинокая башня. Ее называют «купальня Ла-Кавы».

А теперь – интересная легенда. Однажды король Родриго с башни дворца увидел прекрасную девушку Флоринду, полоскавшую в воде свои золотые косы. Родриго сразу же воспылал страстью к ней, но получил отказ. Тогда он овладел ею силой. Обесчещенная девушка нашла спасение в защитнике-отце, губернаторе, и тот, в жажде мщения, наслал на Толедо мавров.

Арабский полководец Тарико ибн-Зияда за 3 недели добрался до столицы и в июне 711 года; вестготское войско во главе с королем Родриго потерпело поражение. Вот таким образом из-за любви, дон Родриго потерял не только королевство, но и целый народ — вестготы — ушел в небытие.

В народных песнях и романсах образ Родриго покрыт романтическим флером; его жалеют и оправдывают: мол, женщина виновата,…таков его удел. Отбросив романтику легенды, в этом событии можно видеть исторические факты.

Действительно, Испания как страна и нация сформировалась именно после поражения короля. Ни римляне, жившие на землях пиренейских провинций, ни вестготы не были еще испанцами. Ими стали те, кто в течение семи с половиной столетий вели реконкисту, т.е. отвоевывали территории, которые потерял король Родриго. В ходе реконкисты появилась полноценная испанская нация.

Толедо хранит исторические свидетельства более чем 2000 летней давности. Город впитал в себя самые разные культуры, развивавшиеся под воздействием трех мировых религий: иудаизма, ислама и христианства.

Строительство и расцвет Толедского собора

Собор мечтали построить еще первые короли Реконкисты, но строился он достаточно долго.

В V-VI веках на месте собора стояла вестготская церковь; затем арабы превратили ее в мечеть. Альфонс VI Кастильский дал свободу Толедо в мае 1085 года, но только тогда, когда христиане одержали победу над маврами , король Альфонсо VIII решил на этом месте построить храм.

Толедский собор

Увидеть собор ему не пришлось, как и сменившему его Фернандо III. При правлении этого короля мечеть сломали, а само грандиозное строительство началось при Альфонсе X Мудром, короле Кастилии и Леона, который перенес столицу в Толедо.

Первый камень был заложен в 1226 году. Строили три века. Когда собор был закончен, в Испании уже не оставалось ни мусульман, ни иудеев, а за год до освящения храма, в 1492 году, закончилась реконкиста, и арабы ушли с полуострова.

Собор длиной 120 метров выстроен из великолепного серого гранита и поражает своей монументальностью. По его высокой (90 метров) северной башне можно определить силуэт города. Уже в 1753 году на башне установили колокол Кампанья-Горда, весом 17 тонн. Южная башня осталась недостроенной.

Толедский собор внешне напоминает строгие готические соборы Франции; но дизайн фасадов и интерьеров у них разный; в храме Толедо преобладают стили: мавританский и испанский ренессанс. По мере строительства, мастера уходили от готического стиля, привнося элементы национального зодчества.

Культурное значение Толедского собора

В Испании почти всегда сильная жара; такое впечатление, что даже камни плавятся… Самый лучший способ спастись от жары – зайти в собор, огромный и прохладный…Головокружение от высоты начинается, если, зайдя в собор, посмотреть вверх. Вокруг такая красота!. Кажется, что пребывая там, осознаешь самого Бога… при этом сам человек так мал, и вместе с тем – частица прекрасного.

От древних камней исходит прохлада, тихое эхо шагов и негромкие разговоры туристов совсем не беспокоят. Особое везение для путешественника – попасть в храм, когда органист репетирует; во время мессы все же неловко бродить по залам и рассматривать, рассматривать… Именно старинная музыка заставляет всех как бы перенестись в то далекое время.

Кафедра архиепископа (в Испании – примаса) расположена в соборе. И сейчас в соборе можно послушать мессу, которая соблюдает мосарабский обряд еще со времен вестготов. В свободное от служб время собор работает как музей. Кафедральный собор имеет огромную коллекцию произведений искусства; чтобы их осмотреть, необходимо 3-4 дня.

В 1986 году сам город со всеми его реликвиями целиком вошел в ЮНЕСКО. Вход в музей бесплатный. Внутри собор просто подавляет своей роскошью. Своды храма опираются на могучие колонны; свет льется через 750 окон, застекленных разноцветными витражами. А внутри! Собор просто переливается оттенками всех цветов витража, создавая неповторимую гармонию с ценной отделкой — мрамором и яшмой.

Толедский собор

Всех без исключения туристов поражает фасад с тремя порталами. В центре находится Дверь Прощения; она украшена резным изображением Пречистой Девы, которая передает ризу святому Ильдефонсо (покровителю города). А сами «Ворота прощения» символизируют отпущение грехов тем, кто проходит через эти ворота.

Второй портал называется «Часовые Врата»; он также украшен замечательными рельефами со сценами из земной жизни Христа и Богоматери. Трудно поверить, что они высечены из камня; скорее, они напоминают узорное шитье.

Третий портал — Львиные врата. Раньше назывались Вратами Радости, но после того, как там установили фигуры львов, стал называться именно так.

Особый интерес у туристов вызывают деревянные скамьи, с трех сторон окружающие главную капеллу. Скамьи эти изготовил искусный резчик Родриго де Алеман. В 1490 году он разрисовал их многочисленными историческими и жанровыми сценками: битвами мавров с христианами, штурм вестготов, а также фантастическими существами – сиренами, единорогом, сатирами.

Короли Испании, кардиналы и светская знать похоронены вдоль капелл. Каждая капелла является своеобразным музеем. Например, в капелле Богоматери хранится очень дорогая, еще времен вестготов, глубоко почитаемая скульптура девы Марии.

В капеллах, окружающих собор, туристы найдут множество замечательных произведений испанского искусства. Прежде всего, это картины великих испанских мастеров: Ф. Гойи с его знаменитой «Арест Христа на горе олив», а также творения Тициана, Веласкеса, Рафаэля и Рубенса.

Особо следует сказать об Эль Греко. На самом деле это был уроженец Крита, местный житель Доменико Теотокопулес, по прозвищу Грек. Приехав в Толедо в возрасте 35 лет, он, тем не менее считается главным местным художником.

В соборе прекрасно играет орган – старинный инструмент, который словно создан для звучания в этом возвышенном пространстве. В соборе имеется несколько органов; все они изготовлены в XVIII веке.

В сакристии (ризнице) собора собрано и хранится огромное количество культовых предметов. Это ритуальные одежды, обшитые жемчугом и драгоценными камнями; раньше в них одевали статуи Богоматери во время торжественных богослужений. Головы статуй украшались золотыми коронами с рубинами, сапфирами и изумрудами.

Реликвии хранятся в больших ларцах из дорогих сортов мрамора.

И все-таки настоящая жемчужина собора – это дароносица, изготовленная в 1524 году и представляющая собой готическую башню (2.5 метров), весом более 200 килограммов.Над ней трудился целых 7 лет замечательный мастер Энрике де Арфе. На изготовление дароносицы было потрачено 18 кг. золота и 183 кг. серебра.

Эта реликвия покидает собор лишь один раз в году: во время «Большой недели», которая устраивается по поводу праздника Тела и Крови Христовой (праздник Еврастихии).

Толедский собор

Праздник Еврастихии в Толедо

По современным меркам Толедо – город небольшой, всего 80 000 тысяч жителей, но в праздник Еврастихии количество пешеходов увеличивается во много раз. Сами же улицы, крутые, мощенные мелким булыжником, одним словом, средневековые, в этот знаменательный праздник декорируются с необычайным размахом.

В праздник Евростихии жители выставляют на всеобщее обозрение огромное количество живых цветов и растений. Развешивают цветущие растения вдоль улиц в горшках, а травы — гирляндами вдоль балконов, а такие пахучие растения, как тимьян и розмарин, жители просто разбрасывают по мостовой. Позже их забирают туристы и паломники на память.

Испанцы очень любят этот праздник и отдаются ему со всей силой своего темперамента. В праздник Еврастихии фасады домов не видны за гобеленами и штандартами с вышитыми на них гербами знатных фамилий. Если же в доме нет даже самого захудалого герба, то жители вывешивают на балконы шелковые шали, расписные платки и флаги: государственные, региональные, футбольные и даже флаг второй Испанской республики (1931-1939).

Процессия следует по улицам, над которыми натянуты полотняные тенты с гербами и без гербов. По примете, в первый день процессии должен пойти дождь, оттого и тенты.

Если идти по улицам, накрытых тентами, можно обойти почти все значимые места Толедо, совершить своего рода «закольцованный» круг; а начинается и заканчивается он именно в соборе.

Где остановиться в Толедо и что посмотреть рядом

Конечно, Толедо с его древней историей, город туристический; городские власти позаботились о том, чтобы путешественникам в городе было уютно; поэтому недостатка в отелях нет. И все же, опираясь на отзывы туристов, хочется порекомендовать замечательный отель, находящийся в самом историческом центре Толедо – отель Carlos V

В отеле прекрасное обслуживание; декор в номерах запоминается сочетанием средневековых деталей и элементов с самым современным сервисом; все – рядом. В отеле есть супер-терраса на крыше, где так приятно посидеть вечерком за бокалом вина и полюбоваться видами на город и закат солнца.

Посетив Толедо, нельзя не увидеть крепость Алькасар. Она тоже совсем рядом. Этот высокий холм над городом облюбовали еще римляне, построив здесь укрепленный форт. Вестготские короли возвели здесь королевский замок; и уже мавры, взявшие Толедо, продолжили славную традицию и выстроили здесь Алькасар.

Во времена правления первых королей Реконкисты замку придали «христианский» колорит. Император Священной Римской Империи и король Испании Карл V (внук Фернандо и Изабеллы) не отступил от традиции, сделав замок своей резиденцией.

Толедский собор

Он поручил перестроить замок архитектору Алонсо де Коррабиасу. Строили долго, с 1537 по 1551 год); да и неудивительно, ведь задача была поставлена непростая: смягчить суровость замка и придать ему именно королевский вид. Архитектору это удалось.

К сожалению, здание не сохранилось, но по старинным чертежам его восстановили.

Значение Толедо для Испании было слишком велико, и на Алькасар зарились многие. Замок сильно пострадал от нескольких штурмов и пожаров; он неоднократно реставрировался, но все-таки был уничтожен после двухмесячной осады в 1936 году.

Республиканцам тогда так и не удалось сломить полковника Валера, возглавлявшего защиту крепости. Крепость не пала, но была стерта с лица земли. Сегодня в память об этих событиях в замке размещены Музей осады 1936 года.

Источник

5/5 - (1 голос)