История создания одного из самых величественных символов христианства началась на улице Princesa в лавке известного каталонского книготорговца, а заодно и президента Общества почитателей Святого Иосифа- Хосе Мариа Бокабелья Вердагера.

Совместно с молодым католическим священником Маньяне он задумал на пожертвования членов общины построить собор во славу Святого семейства. После пятнадцати лет сбора пожертвований и выделения религиозному обществу на северной окраине города в районе Эйшампле участка земли, в день святого Иосифа в 1882 году, епископом Барселоны был заложен первый камень в фундамент самого известного здания города.

Дело всей жизни

Строительство собора началось под руководством Франсиско де Паоло де Вильяр. Архитектор строил храм в неоготическом стиле, и на протяжении года сумел возвести крипту- маленькую часовню. Но возникшие разногласия с заказчиком вынудили архитектора отказаться от продолжения работы. С этого момента у талантливого тридцатилетнего каталонского архитектора Антонио Гауди начался отсчет времени дела всей его жизни. Основным «вкладчиком» в фонд строительства храма на то время был Хосе Мариа Бокабелья Вердагер.

Ему предсказали, что храм будет построен голубоглазым человеком. И увидев однажды Антонио Гауди, рыжеволосового мужчину с голубыми глазами, книготорговец понял, что предсказания сбылись. Гауди внес очень много поправок в проект Франсиско де Паоло де Вильяра и даже сам занимался сбором денег на строительство храма во времена остановок строительства.

Оставшиеся 43 года жизни Гауди были посвящены этому храму. С 1910 года эта стройка была единственной работой Мастера. Последние годы Гауди ночевал в крипте и жил на храмовые пожертвования, отказавшись от вознаграждения за свою работу. 7 июня 1926 года Антонио Гауди, бывший блестящий архитектор и модник, превратившийся в нищего старика с горящими глазами, умер в больнице попав под колеса трамвая неподалеку от своего любимого детища.

Великий Гауди обрел покой в той самой крипте знаменитого Собора Саграда Фамилия.

Собор Саграда Фамилия

Архитектура Собора

Этот храм предстает перед посетителями огромной пещерой со сталактитами. Внутренние колонны напоминают ветвящиеся деревья, а элементами декора выступают листья, цветы и ракушки. Уникальный симбиоз архитектурных направлений и стилей создает впечатление невозможности применения научных терминов к столь оригинальному зданию. План здания выполнен, скорее, в неоготике, стиль «модерн» представлен украшениями и деталями. Шедевр великого Гауди и по сей день остается самой удивительной церковью в мире.

По замыслу Антонио Гауди высота храма (170 м) должна быть ниже наивысшей горы Барселоны (г. Монтжуика) всего на один метр. Этим, как обычно, Гауди подчеркивал тщетность попыток человека сравнить свои творения с Божественными. Схожесть Собора Саграда Фамилия с системой гротов и горных вершин еще раз подчеркивает стремление Гауди к воспроизведению природных шедевров.

Библия в камне

Приступив к работе Антонио Гауди предлагает совершенно новый проект храма. На его взгляд Собор должен олицетворять книгу земной жизни Иисуса Христа, высеченную в камне.

В соответствии с проектом Гауди, собор должен состоять из трех фасадов с готическими порталами, которые венчают 12 башен-колоколен (98 м и 112 м), символизирующих 12 апостолов. Ветер, проникающий сквозь специальные отверстия раскачивает колокола, играя роль звонаря. Центром всего замысла является 170-метровая башня, увенчанная символом Иисуса- крестом. Эту башню окружают еще четыре башни евангелистов, а рядом с главной башней находится чуть меньшая по высоте колокольня Девы Марии. По замыслу Гауди центральная башня будет освещена прожекторами, установленными на колокольнях, благодаря чему ее можно увидеть из любой точки города.

Масштабность замысла Гауди отразилась и в проекте внутреннего убранства Собора- целых пять органов и размещение около 2200 певчих на хорах.

Фасады Собора- главные вехи судьбы Христа

Украшение, ориентация и названия фасадов храма также очень символичны. Иисус отражен на них в разных ипостасях- Сын Человеческий, Судья на Страшном суде и Искупитель грехов людских.. Восходящее утро Собор встретит фасадом Рождества, и все увидят таинство рождения Искупителя. А прощаться с солнцем храм будет западным фасадом с историей Страстей Христовых. Северный фасад Собора именуется фасадом Славы.

Собор Саграда Фамилия

Великим архитектором воплощен в жизнь был лишь фасад Рождества. Это фасад христианских добродетелей. Центральный вход фасада- портал Любви, украшен символом любви и сострадания- пеликаном и сюжетами «Рождения Иисуса» и «Поклонения волхвов». Порталы Веры (правая дверь) и Надежды (левая дверь) украшены сценами библейских мифов, в том числе «Бегство в Египет», «Иисус и Книжники», «Избиение младенцев. Героев этих сцен Гауди выполнил в натуральную величину, для чего делал слепки из гипса с мертворожденных младенцев и предварительно погруженных в сон животных.

С 1954 году начато сооружение Фасада Страстей. Над этим фасадом работал испанский художник и скульптор Йосиф Мария Субирачес. Сценам распятия и бичевания Христа присуща особенная изможденность фигур людей и общее состояние удрученности. Фасад Славы находится сейчас лишь в стадии проектирования.

Собор Саграда Фамилия сегодня

Несмотря на то, что большая часть технической документации Антонио Гауди была уничтожена во времена гражданской войны в Испании, ученики великого Мастера продолжили дело всей его жизни. Сегодня работами руководит архитектор Йосиф Мария Субирачес.В храме проводятся ежедневные экскурсии, стоимостью 9 евро, которые идут на строительство.

При сохранении нынешнего темпа наполнения бюджета храма, строительство планируют закончить в 2022- 2026 годах, т.е. через 140 лет после закладки первого камня в фундамент Собор. Тут вспоминается знаменитая фраза Антонио Гауди, который имея в виду Бога произнес: «Мой заказчик никуда не торопится».

С историей строительства можно ознакомиться в музее Собора Саграда Фамилия. Тут собраны все рисунки, гипсовые макеты статуй, эскизы, планы, модели всего здания, созданные Гауди из проволоки. А для восстановления проекта главной люстры храма по имеющимся рисункам Гауди, современными архитекторами применялось компьютерное моделирование. История строительства отображена в музее множеством фотографий и рисунков, благодаря которым можно получить представление о будущем внутреннем убранстве храма.

Осмотреть панораму Барселоны можно с башен Собора Саграда Фамилия поднявшись по узкой винтовой лестнице или используя винтажный лифт.

Собор Саграда Фамилия

Несмотря на то, что после смерти Антонио Гауди строительством Собора занимались его ученики и прослеживалась некоторая преемственность профессиональных навыков и художественного видения, сегодня налицо несоответствие стилей- знаменитые плавные линии Гауди уступили место рубленным формам Йосифа Субирачеса.

История строительства Собора изобилует огромным количеством легенд, мифов и знаков. Так, 28 ноября 2000 года в результате разыгравшегося урагана на строительную площадку храма упало одно из громадных наверший арки оконного проема. В любом другом месте на планете это было бы воспринято как плохой знак. Но только не для жителей каталонии.

Освящение Собора Саграда Фамилия прошло в этот день как и было запланировано. Собор окружен строительными лесами но всегда открыт для посещения. Не только жители Барселоны, но и христиане всей Европы следят за окончанием 140-летней истории строительства самого грандиозного храма во славу Святого Семейства.

Источник