Достопримечательности Франции -Шартрский собор
Статья посвящена одному из старейших шедевров архитектуры Франции — собору, которому уже более тысячи лет. В статье приведены исторические факты его создания, особенности архитектуры и предания и легенды, которые навеяны богатейшей историей и удивительной судьбой этого сооружения. Шартрский собор находится недалеко от столицы государства, всего в 90 километрах, в департаменте Эр и Луар и является памятником готического стиля в архитектуре. В 1979 году внесён ЮНЕСКО в список мирового наследия.
История создания архитектурного шедевра
Место, на котором располагается кафедральный Собор Шартра, всегда изобиловало церквями. По историческим свидетельствам известно, что в Шартрском Соборе с 876 года находится на хранении плащаница Девы Марии. Этот первый собор, где находилась плащаница, в 1020 году сгорел полностью, после него был возведён новый романского стиля собор, который также горел в 1134 и в 1194 годах.
Чудесное спасение плащаницы в огне было расценено, как знамение свыше и подтолкнуло церковное руководство к возведению нового, более внушительного сооружения. После принятия решения о строительстве нового собора, вся паства стала присылать добровольные пожертвования и привозить камень из близлежащих каменоломен. В основу проекта лёг проект старого собора, с оставшимися частями сгоревшего. Работа по строительству основного нефа была закончена к 1220 году, а освещение собора полностью состоялось только в октябре 1260 года. На освещение собора присутствовала вся королевская семья Людовика Девятого, во главе с королём.
Архитектурные особенности собора
Здание собора состоит из трёх нефов и представляет собой католический крест. В восточной части собора есть несколько часовен. Три часовни выходят за границы деамбулатория, четыре имеют глубину гораздо меньшую, чем первые три. Собор Шартра был первым сооружением, в котором был использован новый архитектурный элемент в виде дополнительных аркбутанов, которые поддерживали апсиду. Этот приём позволил получить совершенно новые очертания внешнего вида здания, увеличило оконные проёмы и высоту нефа почти до сорока метров.
Яркая и впечатляющая особенность собора – это две башни, которые резко отличаются друг от друга. Южная башня со ста пятиметровым шпилем, построенная в 1140 году в виде пирамиды и Северная башня высотой в сто тринадцать метров с основанием, которое осталось от романского строения, завершается шпилем в стиле пламенеющей готики, построенным в начале девятнадцатого века.
В соборе девять порталов, три из них остались от старого собора. В Северном портале, датирующемся 1230 годом, находятся скульптурные группы персонажей из Ветхого Завета. В Южном, который построен между 25 и 50 годами тринадцатого века, использованы новозаветные герои и сюжеты с главной композицией, изображавшей Страшный Суд.
Королевский портал или западный портал Христа и Богоматери с изображением Иисуса во Славе, построен в 1150 году. Скульптуры тринадцатого века декорируют входы в эти два портала. Статистика отмечает более 10 000 каменных и стеклянных скульптур, украшающих собор. Скульптуры больше похожи на портретные произведения искусства, которыми можно любоваться и искать портретное сходство. Перед фасадом располагается тройной портал, над которым располагается тройное окно, обрамлённое «тройной розой», над которой размещается галерея королей.
Астрономические часы шестнадцатого века до поломки механизма показывали буквально всё, что касалось течения времени: дни недели, месяцы, восход и закат Солнца, Луны, знаки Зодиака.
Внутреннее убранство собора
Впечатляет и интерьер собора. Внутри собора находятся большие мощные колонны, которые окружают пилястры. Неф, который уникален в своём роде, поднимается к красивейшей апсиде в восточной части. Верхние ряды окон отделены от аркад трифорием.
Хоры и алтарь отделены от остального пространства красивой резной стеной, которая появилась в шестнадцатом веке и по течению времени расписывалась разными резными скульптурками из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Особую славу в оформлении собора сыграли цветные витражи, площадью более двух тысяч квадратных метров. Эти средневековые витражи уникальны: их более ста пятидесяти, самым старшим уже более двадцати веков. Самым известным витражом называют окна с названием «Богородица из красивого стекла» и «Древо Иесеево».
Особенностью этих витражей считают яркость и чистоту красок, секрет приготовления которых, был безвозвратно утерян. Тематика этих витражей очень широка: сцены на библейские темы, сюжеты из жизни святых, рыцарей, простых ремесленников и другие темы. Полы собора также украшены лабиринтом, который сохранился с 1205 года, и символизирует путь человека к Богу. Этот лабиринт используется странниками для отправления медитаций.
Внешний облик собора украшают и замечательные, вытянутые вверх, арки, которые в свою очередь, состоят из двух видов аркад: нижних и верхних. Нижние аркады – это полукруглые арки, верхние – с чередующимися четырёхлистниками. Каждый, кто входит в собор, видит перед собой странный лабиринт. Такие лабиринты в Средневековье были традиционны, а позднее их просто уничтожили, посчитав их просто никчёмной забавой. А ведь в христианском святилище всему придавали особый, тайный смысл, вот и лабиринт, по всей видимости, символизировал крестный ход самого Иисуса Христа, да и любого христианина, по своей жизни.
Все пришедшие сюда должны были проползать весь путь, а это, ни много ни мало, двести шестьдесят метров. Лабиринт этот ещё был и символом путеводной роли церкви для заблудших душ. Это значение подтверждается и отсутствием тупиков на этом пути, который ведёт только к одной цели – к кончине бренного тела и началу вечной жизни бессмертной души. Ещё один важный символ: расстояние от центра запутанного пути до входа совпадает с размером высоты окна – розы. А означает сие именно то, что во время Судного дня, окно упадёт на лабиринт, земное и телесное перемешается друг с другом, мир перешагнёт границы смерти и времени.
Старый орган, находящийся внутри собора, недавно был отреставрирован и его можно услышать. Удивительны и зрительные эффекты, которые использованы при возведении храма. Интересно, что с какого бы ракурса не посмотрел на колонны, переплетённые пилястрами, всё кажется очень чётким и идеально просчитанным. Это ещё удивительно и потому, что строили собор разные люди, на протяжении не одного поколения людей. Тем более поражает их талант и мастерство. Автором всех сцен из жизни Спасителя был Жеан де Боса, по рисункам которого выполнялись эти работы. Начало их относится к 1514 году.
Экскурсии в собор предполагают и подъём на Северную колокольню, с высоты которой можно полюбоваться не только красивыми пейзажами Парижа, но и вблизи посмотреть на конкретные детали собора. Здесь есть возможность близко посмотреть на статуи, которые столетиями стоят на большой высоте, потрогать руками огромный колокол, который может зазвучать, прямо при вашем присутствии, обратить внимание на различные элементы декора, которые снизу, просто, можно не заметить. Но не забудьте, что главным в Шартрском соборе, ради которого осуществляются тысячекилометровые путешествия, является Покров Богородицы, который можно увидеть в Соборе.
Достопримечательности Шартра и его окрестностей
Старинный городок с древней историей может также многое рассказать, как об истории своей главной достопримечательности, так и о своей истории. В Шартре можно полюбоваться красивейшими набережными реки Эр, увидеть древние прачечные и сушильни, а также очень странный и непонятный дом Пикасьетт, владелец которого трудился над его декорированием всю свою жизнь.
Рядом с этим городом находятся города Орлеан и Блуа, один из которых знаменит тем, что в нём родилась Жанна д Арк, а другой – замком Блуа, который описал в своём романе «Виконт де Бражелон», знаменитый Александр Дюма – отец. Путешествие во Францию всегда полно неожиданностями, но в любом случае, вы не встретите, ни одного человека, который бы пожалел об этой поездке, независимо от того, каким маршрутом он передвигался, какие города посещал и с какими достопримечательностями знакомился. Франция – это всегда праздник!
Источник