Храм Солнца в Конараке, является высшим достижением архитектуры Индии и шедевром мирового значения. «Конарак» в переводе с санскрита означает «угол солнца», то есть уголок Ориссы, где почитается бог Солнца.

Храм Солнца был построен в городе в XIII веке, в эпоху правления царя Нанарасимхи I. В то время ступени храма еще омывались морскими волнами, сегодня море отступило на три километра, сам храм частично разрушен, однако и сейчас он не утратил своего былого шарма, наполненного красотой статуй и веяниями древности.

Общая информация и месторасположение Храма Солнца в Конараке

Конарак расположен в штате Орисса на Северо-востоке Индии, в 65 км от Бхубанешвара, в котором и находится ближайший к Конараку аэропорт. Ближайшая железнодорожная станция располагается в 35 километрах от города и находится в Пури. Железнодорожное сообщение связывает Пури с Бхубанешваром, Калькуттой, Ченнаи и Дели.

Из Пури до Конарака можно добраться на такси или автобусе – оттуда с утра и до пяти вечера регулярно ходят минибасы в Конарак. Точнее, их маршрут проходит дальше, но по пути они заезжают Конарак. Дорога на автобусе займет около часа, она проходит по весьма живописной зеленой местности – по пути путешественникам предстоит пересечь несколько мостов, идущих через полноводные реки, а в конце пути дорога проходит прямо вдоль берега океана.

Популярность среди туристов Храм Солнца обрел сравнительно недавно – еще в начале XX века этот памятник мировой культуры был заброшен и занесен дюнами, после разрушения мусульманами, датируемого XVII веком. После расчистки сооружения от песка и камней, стала очевидна его подлинная ценность, а также уникальность исполнения. 7 мчащихся в галопе коней везут за собой на 24 колесах, украшенных шикарной резьбой, колесницу бога Солнца. Сам же храм, как и комплекс храмов Кхаджурахо богато украшен изображениями любовных пар в откровенных позах.

Храм Солнца

История Храма Солнца в Конараке

Существует несколько легенд, описывающих появление в Конараке Храма Солнца. Одна из них гласит, что одного из сыновей Кришны — Самбу, увидели подглядывающим за своими мачехами, купающимися в реке. Разъяренный таким поведением сына, Кришна проклял юношу и выгнал за пределы дворца, наслав на него проказу. А спустя 12 лет бог солнца Сурья, который считался божественным лекарем заболеваний кожи, сжалился над юношей и исцелил от болезни. В знак благодарности Самба и построил этот храм, посвященный богу Солнца.

Вторая легенда, основанная на надписях, найденных в храмах, свидетельствует о другой истории. Так, согласно этим данным, создание храма – это авторское творение царя Нарасимхадева I (время правления: 1238-1264 г.г.) из династии Восточных Гангов. По мнению историков, этот храм строился правителем как символ побед над завоевателями-мусульманами. Строительство храма длилось более 12 лет, над его созданием трудилось более 1200 человек.

7-ми метровая башня Храма Солнца в древности служила маяком для европейских мореплавателей. Они стали называть Храм Солнца «Черной пагодой». Представляя собой огромную модель колесницы Сурьи, храм служил подношением богу Солнца и в то же время был неким символом времени, которым, как считалось, управляет этот бог. Дни календарно недели символизирую семь лошадей (из которых в настоящее время уцелела только одна) везут Солнце на восток, парные колеса этой колесницы представляют собой 12 месяцев в году, а в каждом из них по 8 спиц – символы идеальных периодов дня.

До XVIII века перед входом в Храм Солнца стояла каменная колонна, на которой красовалось изображение Аруны – возничего Сурьи, но затем оно было перевезено в Пури к входу в храм Джаганнатха.

В XVI в. комплекс Конарака был разграблен Великими Моголами, они помимо общих разрушений, сняли медь с куполов храма. С тех самых пор Храм Солнца находился в колоссальном упадке. По традиции, в Индии не восстанавливают индуистские храмы, поскольку считается, что, начав разрушаться, храмы, таким образом, завершают цикл своего существования. Однако в начале XX века археологи начали реконсервацию этого памятника архитектуры.

Команда археологов и реставраторов выстроили заново большие участки стен, портик укрепили за счет скал и песка, а каменные скульптуры обработали химикатами, чтобы прекратить дальнейшее разрушение. Также в это время вокруг храма были посажены деревья, которые заслоняют территорию от ветров, которые способствуют разрушению памятника архитектуры. А в 1984 году Храм Солнца в Конараке был внесен организацией ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Храм Солнца

Текущее состояние Храма Солнца в Конараке

Войдя в храмовый комплекс с восточной, выходящей к морю, стороны, путешественники попадают в так называемый Зал подношений. Эта, сохранившаяся сегодня, но лишенная крыши верхняя платформа храмового комплекса с массивными колоннами, украшенная резной скульптурой, возможно, некогда была танцевальным залом, где исполнялись ритуальные танцевальные представления. Такое предположение современные археологи делают в виду сходства этого зала с аналогичным в комплексе Лингараджа.

Сам же ансамбль храма сложен из трех частей. Танцевальный павильон, о котором говорится выше, расположен как бы особняком от двух других. А вот зал для молящихся (джагамохана) и святилище (деул) соединены вместе. Когда-то эти два сооружения возвышались на единой огромной платформе и являлись гигантской двухкупольной каменной лестницей.

Зал для молящихся сохранился довольно хорошо – крыша держится на железных балках, однако внутренне убранство помещения угадывается с трудом, поскольку для предотвращения обвала здания зал изнутри забит песком и галькой. Изображения, украшающие зал в основном посвящены любви. Естественно, каменный декор не сохранил своего первозданного шика, но и то, что уцелело до наших дней, производит на путешественников неизгладимое впечатление.

Кружевной орнамент покрывает собой различные поверхности выступов и углублений, которые, в свою очередь, являются нишами и постаментами для горельефов, фигур, а также скульптурных групп. Богатейшую игру светотени и гармоничные сочетания объемов представляет взору путешественника изумительный контраст между мелкой резьбой орнамента и монументальными скульптурами.

Скульптурные группы, украшающие зал для молящихся в основном представляют нам любовные пары, композиции из которых весьма причудливы, но в тоже время именно они наполняют отделку храма эротическим подтекстом, который весьма интригует иностранцев.

Что же касается самого святилища храма, то оно давным-давно рухнуло. Однако если провести воображаемую реконструкцию, то можно представить, что его высота составляла примерно 70 метров. Единственное, что сохранилось до наших дней, это некогда окаймляющие внешние стены святилища огромные каменные скульптуры запряженных слонов и боевых коней, удерживаемых солдатами.

Храм Солнца

Храм Солнца в Конараке — что можно посмотреть рядом?

Один из самых главных танцевальных фестивалей Индии проходит в Конараке в 5-х числах декабря. Со всей страны в город стягиваются разнообразные классические и народные танцевальные коллективы и исполнители. Штат Орисса традиционно считается родиной танца одисси. От других танцев его отличает особая скульптурность танцевальных движений, которые доносят до людей, что скульптура представляет собой застывший танец, а сам танец — это воплощение движущейся скульптуры.

Представляет большой интерес для туристов и Археологический музей, расположенный в Конараке, как и следовало бы ожидать, здесь представлены образцы скульптуры храмового комплекса Солнца, это, в основном, фрагментарные изображения девушек и пар, сгорающих в любовных объятиях. На самой территории музея можно увидеть 6-метровую каменную плиту, на которой представлены изображения богов девяти планет. Изначально эта плита украшала собой один из входов в храм.

Представляет туристический интерес и пляж Конарака, правда он не подходит для пляжного отдыха в прямом смысле это слова, но зато по нему весьма интересно бродить по вечерам, изучая местный колорит, наблюдать за работой рыбаков. Вблизи от пляжа Конарака можно увидеть священный пруд Чандрабхага. Считается, именно в нем Самба вылечился от проказы. Ежегодно в рамках религиозного фестиваля тысячи паломников собираются у водоема, чтобы совершить священное погружение.

Источник