Мавзолей Низамуддина посвящен одному из известнейших суфийских святых Низамуддина Аулия и расположен в одном из районов Дели под названием Низамуддин-Вест. Каждый день его посещают более тысячи мусульман, а также представителей других религий.

Общая информация о Мавзолее Низамуддина

Гробница суфия Низамуддина Аулия является главным местом для паломничества мусульман Индии. Время жизни этого святого припадает на период 13-14 веков. Благодаря его славе, посещение мавзолея осуществляют не только мусульмане, но и индусы, и сикхи. Расположен мавзолей в городе Дели, в квартале Низамуддина.

При Моголах возведение гробниц осуществлялось не только для подтверждения мусульманства в Индии, но также являлись отображением учения о загробной жизни с подтверждением концепции метафизики. Именно с этой позиции очень тщательно подбирались места для постройки Мавзолеев. Так, например для возведения мавзолея Хумаюна было выбрано живописное место на реке Джамны.

Использование садов в виде террас было придумано в Иране. Классически их вид представлен из четырех квадратов, которые ограничены между собой небольшими водопадами или проточной водой. Ассоциируются террасные сады с раем на земле, имеют правильную форму с горой посередине и наличием источника. Было естественным, что сады, приносящие радость своему правителю во время жизни, и после его смерти украшали территорию вокруг гробницу. Дары садов являются своеобразной оплатой служителям за обслуживание поминальных обрядов и уход за садом.

История создания мавзолея Низамуддина

Просматривая историю становления индийской религиозной культуры (в частности, мусульманства), можно увидеть, что отряды мусульман, которые были потомками воинских родов Средней Азии, захватывали земли Индии еще с 10-го века. Однако, власть свою смогли узаконить только через два столетия через возведение мечети Кувват-уль-Ислам (12 век), минарета Кутб-Минар (конец 12 века – начало 13 века) и мавзолея Ильтутмыша (13 век). С этого времени в Индии сменилось много мусульманских династий, власть которых сопровождалась определенными архитектурными особенностями и достопримечательностями. Важную роль в формировании культуры играли мавзолеи для захоронения правителей и знати.

Мавзолей Низамуддина

Минареты отличаются особым изяществом, узкими арками, очень красиво оформленными, а также другими деталями, которые отображают местные традиции.

Сама история возведения мавзолеев достаточно интересна. Изначально ислам слыл противником возведения надгробных сооружений. Древние мусульманские мифы гласят о том, что надгробия должны быть выполнены только из необожженного камня, который будет способствовать выходу душ умерших из могил в Судный день. Постепенно при расширении своих территорий мусульмане начали сооружать специальные здания на могилах, иногда даже очень больших площадей. Скорее всего причина в таком поведении лежит в историческом развитии мусульманской культуры, истоки которой исходят из условий жизни узбеков, монголов и тюрков, хоронившие во все века своих умерших в зданиях, имитирующих дома.

Одними из первых завоевателей Индии были тюрки, которые начинали строить скромные гробницы, очень похожие на те, которые возводились у них на родине в Средней Азии. После основания богатой и сильной империи на территории Индии моголы были более раскрепощены в средствах и позволяли себе возводить роскошные мавзолеи. При этом султаны начинали строить свои будущие гробницы сами на тех территориях, над которыми получали полную власть. Именно так был возведен один из первых мавзолеев Ильтутмыша в 13-14 веках, который находится поблизости башни Кутб-Минар в южной части Дели.

Мавзолей Низамуддина появился благодаря известности Султана-ул-Машайха Назрат Хаджа Низамуддин Аулия. Он являлся одним из числа суфийских святых ордена Чишти. Представители этого ордена верили в приближение к Богу только через отказ себе в светских удовольствиях. Предшественниками Низамуддина были Бакхтиар Каки, Мойнуддин и Фаридуддин Ганджшакар. Предки Аулийи прибыли в Индию из Бухары. Родился в 13 веке (1238 год) и всю жизнь провел в молитвах.

Культурное и религиозное значение мавзолея Низамуддина

Низамуддин Аулия находился на постоянной службе доброты, человечеству, гуманности. Именно такой образ жизни мог привести в Богу. Его влияние на общественность было достаточно сильным, и он даже смог изменить религиозные устои мусульманской веры 14 века в Индии. Благодаря своему поведению, этот святой усилил роль мистицизма в индийской культуре, а также пропагандировал уход от мира.

Мавзолей Низамуддина был воздвигнут в 14 веке, а вокруг него образовался мусульманский район под названием Низамуддин-басти. Территория несколько отличается от местности Дели, не отличающейся чистотой и порядком. Здесь царит атмосфера красоты и покоя, созданная ажурными балконами и цветами.

Мавзолей Низамуддина

Сам суфизм являлось мистическим учением в исламе, проповедующее приобщение к Аллаху без посредников и подразумевает уединение (аскетизм) и медитацию. Одним из инструментов суфизма является танец, с помощью которого человек достигает экстаза во время бесконечного кружения. Одежду суфисты носили из грубой шерстяной ткани. Возле мавзолея туристы могут приобрести религиозные книги, национальные индийские платки, гирлянды из роз, которые возлагаются на могилу.

При приближении к мавзолею посетителям придется снять и сдать на хранение обувь, обязательно одеть что-нибудь на голову. Над могилой возведен павильон, имеющий также внутреннюю каменную решетку по периметру, вдоль которой могут двигаться женщины, так как к самому мавзолею им путь запрещен. Мусульмане мавзолею поклоняются, целуют, молятся рядом с ним и кладут на него розы. Можно просто коснуться теплых мраморных стен.

Текущее состояние мавзолея Низамуддина

Многие из мавзолеев в Индии объявлены архитектурными памятниками и нуждаются в серьезной реставрации. Гробница Низамуддина не является исключением. Решение о начале реставрации может вынести только Верховный суд Индии. В 2005 году уже было принято одна из таких решений в отношении мавзолея Абул Калам Азада. Возможно, в скором будущем будет принято решение и о мавзолее Низамуддина.

Сегодня многие мавзолеи и усыпальницы расположены в садах и парках и стали местом для экскурсий и прогулок. Вход на эту территорию для туристов платный, для жителей Индии – всего лишь 10-15 рупий.

Мавзолей Низамуддина является религиозным памятников, поэтому его посещение регламентируется нормами религии.

Достопримечательности, которые находятся рядом с мавзолеем Низамуддина

Вблизи мавзолея Низамуддина стоит мечеть Джамат Кхана, построенная в 14 веке из красного песчаника, и является первой мусульманской постройкой в Дели. Гробницы, которые находятся рядом, уникальны тонкой мраморной резьбой. Это усыпальницы императора Мухаммад-Шаха и дочери Шах-Джахана Джаханары-Бегам. В центре двора непосредственно находится могила Низамуддина.

Вокруг усыпальницы расположена мраморная веранда. Внутри усыпальницы похоронен поэт 13 века Амир Хосров Дехлеви. В ноябре, в день смерти поэта, здесь организовываются поэтические и музыкальные состязания «мушайры» и «каввали».

Мавзолей Низамуддина

Невдалеке от усыпальницы находится мраморный павильон 19 века, в котором захоронен знаменитый в свое время поэт Мирза Асадулла-хан (псевдоним Мирза Галиб), известный благодаря своим творениям на языке урду. В саду недалеко от усыпальницы Низамуддина располагаются могилы правителей династии Лоди (15-16 века). Архитектура этих памятников отличается от могольских строений наличием больших куполов.

У самого входа в усыпальницу можно увидеть искусственный водоем Чашма Дил Куша, история строительства которого была сопряжена с ссорой между Низамуддином и Гийасуддином Туглаком и последующим наложением проклятья на это место святым.

Как добраться до мавзолея Низамуддина

Добраться можно с помощью самолета в Дели, а до мавзолея Низамуддина уже непосредственно либо на автобусе, либо на такси. Лучшее время для путешествия в Дели – период сентябрь-март. В этот период достаточно сухой климат и солнечные дни с одновременными прохладными вечерами. Дели всегда встречает туристов дружески и тепло.

Источник