Старинный город Паттадакал (Pattadakal) обосновался в Южной Индии, а именно на севере штата Карнатака, неподалеку от не менее известных Бадами (22 км на запад) и Айхоле (10 км на северо-восток), практически между ними.

Именно в Паттадакале находится знаменитый архитектурный комплекс VIII века, представляющий из себя апогей в развитии индуистского стиля весара (гибрид южного и северного стиля) в храмовой архитектуре. Храмовый ансамбль Паттадакала был в 1987 году внесен ЮНЕСКО в перечень объектов, представляющих всемирную ценность

Общая информация о Паттадакале

Древний южноиндийский город Паттадакал (город рубиновый короны) расположен вдоль реки Малапрабха в штате Карнатака, между городами Бадами и Айхоле, оставившими свой след в истории Индии.

На западе штат омывается водами Аравийского моря. В Карнатаке субтропический климат, поэтому это одна из самых влажных областей Индии. Довольно часто Карнатаку называют «индийской силиконовой долиной», так как она является главным центром высоких технологий в электронике.

Штат невероятно богат природными и историческими достопримечательностями, а точнее здесь насчитывается 26000 разнообразных пещер, древних городов, уникальных дворцов и прекрасных храмов. Большинство этих памятников включено в фонд ЮНЕСКО. Одним из таких объектов как раз и является Паттадакал со своим архитектурным ансамблем, состоящим из восьми древних храмов и еще одного по дороге в Бадами.

В Паттадакале представлен синтез дравидийского (южного) и нагара (северного) стилей храмовой архитектуры Индии. В состав группы входят такие известные храмы, как комплекс Вирупакша, Малликарджуна, Сангамесвара, Джамбулинга. Конечно наиболее знаменитый храм — Вирупакша, украшенный невероятно красивой резьбой по камню.

Здесь при помощи искусной резьбы воссозданы сцены из «Рамаяны» и «Махабхараты». Известность храму принесли, вырезанные фигуры влюбленных (майтхун), а также, установленная перед храмом скульптура священного быка Шивы — Нанди.

Паттадакал

История Паттадакала

История индийской архитектуры глубоко уходит своими корнями во времена существования цивилизаций Мохенджо и Харап. Именно от них идут основы, которые в дальнейшем были развиты и усовершенствованы различными архитектурными школами Индии.

Строительство храмов Паттадакала относится к времени правления в Карнатаке династии Чалукья, господствовавшей в центральных и южных районах Деккана между реками Нармада и Кавери. Сложно представить себе, но то, что сегодня является небольшим провинциальным городком, практически большой деревней, когда-то (седьмой — восьмой век) было столицей древнего государства Чалукья.

В этот период стали отдавать предпочтение строительству храмов с применением технологии каменной кладки, что стало началом упадка пещерной и скальной храмовой архитектуры.

Династия Чалукья оставила после себя не только комплекс храмов в Паттадакале, но и много других очень характерных храмов. Хотя храмы Паттадакала считаются наилучшим примером зодчества того времени.

В Паттадакале все храмы разительно отличаются друг от друга. Это один джайнский и восемь индуистских храмов, построенных в разных архитектурных стилях. Индуистские храмы построены в дравидийском (4 храма) и нагара (4 храма) стилях, а джайнский храм — в смешанном стиле.

Главным различием этих архитектурных направлений является форма крыши храма. На севере делали плавные крыши (шикхара) с пирамидальными очертаниями с непрерывным подъемом к закругленной верхушке с вытянутым острием. На юге крыша (вимана) поднималась вверх ступенями, подобно пирамиде.

Культурное (либо религиозное) значение Паттадакал

В период властвования Чалукья на Деканском плоскогорье процветали литература и искусство, а также торговля. Санскрит использовался повсеместно, давая толчок к развитию и обогащению языков коренного населения Декана. Построенные из камня и песчаника или высеченные в скалах храмы, а также скульптуры той эпохи характеризуются высокохудожественными достоинствами. Паттадакал не исключение.

Он, наравне с Аджантой, Бадами, Канчипуром, Мамаллапуром и Эллорой, был самым важным очагом развития культуры, религии и искусства. Не стоит забывать, что Паттадакал какое-то время был столицей царства Чалукья, а государство было не бедным.

Поэтому здесь очень быстро прогрессировала литература (некоторые владыки обладали тягой и талантом к искусству и литературе), нашедшая воплощение в грандиозной архитектуре и пластичной скульптуре храмового ансамбля Паттадакал. В Паттадакале проводились религиозные фестивали с песнопениями и танцами, причем немного трансформировавшийся, праздник танца дошел до наших дней.

Паттадакал

Текущее состояние Паттадакал

Сегодняшнее состояние Паттадакала, как впрочем, и многих других древних индийских храмов, требует хотя бы поверхностной реставрации. Однако и в таком виде храмовый ансамбль не теряет своей привлекательности и будет интересен, посещающим его туристам.

В общем и целом Паттадакал выглядит грандиозно и впечатляюще. Особенно, когда лучи заходящего солнца падают на храмы, подчёркивая их красно-розовый оттенок. При этом создается неповторимое ощущение того, что вы перенеслись в те древние времена, когда на постройки и скульптурные композиции ещё не оказало свое пагубное влияние время, природа и мусульманские завоеватели, когда великолепные и искусные фигуры майтхун были новыми, не поврежденными и вызывали просто восторг.

Сейчас приходится многое додумывать и дорисовывать, используя силу воображения. Но всё равно сегодня эта картина — прекрасна и великолепна.

Храмы Паттдакла являются действующими и в них проходят религиозные службы и обряды, поэтому они всегда доступны для всех желающих. А если вы принесете в жертву какому-нибудь божеству 50…100 рупий, то для вас будут открыты все двери.

В Паттадакале до сих пор проводятся религиозные празднования и различные фестивали, один из которых знаменит на всю Индию — фестиваль танца.

Где находится Паттадакал, что можно посмотреть рядом

Небольшой карнатакский городок Паттадакал, расположившийся на берегах Малапрабха, является ещё одним местом скопления старинных уникальных индийских храмов, которые были воздвигнуты ещё в средние века. Паттадакал находится недалеко от хайвэя Гоа — Биджапур.

Но в то же время он находится, вместе с Бадами и Айхоле, в середине треугольника, образованного автомобильными дорогами между городами Хабли, Хоспет и Биджапур. Поэтому довольно часто турагентства предлагают посетить все достопримечательности треугольника разом, примерно по такому маршруту: Хабли — Биджапур — Айхоле / Паттадакал / Бадами — Хампи — Хоспет (с заездом на водохранилище Тунгабхадра) — Гадаг — Хабли.

Совсем крохотный Паттадакал, несмотря на прекрасные и уникальные памятники архитектуры, напрочь лишен туристической индустрии. В нем нет ни гостиниц, ни ресторанов. В связи с этим (конечно если вы выбрали только Паттадакал, Бадами и Айхоле) вам придётся жить в Бадами или Айхоле.

В Паттадакал можно приезжать только на экскурсии. Кстати, то, что в Паттадакале отсутствуют рестораны, отели и прочая атрибутика туристического бизнеса, даже добавляет ему некий легкий шарм, присущий всему, до чего не так-то просто дотянуться.

В Бадами вам скучать не придется. Потому что здесь растет Махакута — священная магическая роща, где до сих пор проводят культовые действия. Роща расположена возле чудесного родника водой. Также в Бадами есть возможность посетить Археологический Музей, где хранятся интересные скульптуры, найденные вблизи храмов.

Паттадакал

Как добраться до Паттадакала

Так как Паттадакал расположен на не большом удалении от национального хайвэя, то в принципе достаточно удобно добираться до Бадами (чтобы было, где остановиться на ночлег) на государственном автобусе через город Гадаг. Это правда, не очень быстро (время в пути шесть с половиной часов), зато практично. Проезжая на автобусе по колоритным и знаменательным местам, вы успеете насладиться великолепными картинами за окном.

Как вариант, можно воспользоваться железнодорожным транспортом. Доехать до Хабли на поезде, а потом все равно придется воспользоваться автомобильным транспортом. Дорога займет примерно столько же времени, а то и больше, зная, что поезда в Индии едут со скоростью порядка 50…60 км/ч, плюс время на пересадку. Если у вас нет ни каких планов на Хабли, то этот вариант, скорее всего вам не подойдет.

Ну и последнее. Взять готовый тур непосредственно в Гоа, например, по такому маршруту: Хабли — Биджапур — Айхоле / Паттадакал / Бадами — Хампи — Хоспет (с заездом на водохранилище Тунгабхадра) — Гадаг — Хабли.

Выезд и прибытие конечно Гоа. Хотя турагентства могут предложить и другой маршрут. В общем, нет проблем, чтобы добраться из Гоа в Паттадакал. Есть из чего выбрать.

Источник