Варанаси – самый священный из семи сакральных городов Индии — расположен в штате Уттар-Прадеш. Его название происходит от сложения имен двух рек — Варуна и Аси. От Варанаси до столицы Индии – 809 км.

Город построен на западном берегу реки Ганга, так как, по поверьям, на восточный берег бог Шива отправляет души умерших. А три холма, на которых он стоит, считаются остриями трезубца бога Шивы. Жители Варанаси в основном занимаются тем, что обслуживают многочисленные храмы города, а также занимаются изготовлением шелковых тканей.

Как добраться

В Варанаси имеется собственный аэропорт Бабатпур, который расположен в 28 км от центра города и имеет воздушное сообщение со многими городами Индии.

В 12 км от города находится железнодорожная станция, с которой можно добраться в Дели и Калькутту на скоростных поездах. Ближайшие населенные пункты – Аллахабад и Лакхнау, до которых также можно доехать по железной дороге или на автобусе.

Климат и особенности

Климат здесь жаркий и влажный, типичный для субтропиков. Лето продолжается довольно долго – с апреля до октября, в мае температура может достигать +39º. В зимние месяцы температура из-за холодного воздуха, поступающего с Гималаев, может опускаться до +5°, но в среднем ее значение составляет +22º днем. Также зимой бывают туманы.

История

Священный город Варанаси считается самым древним из существующих городов, а индийские предания называют его первым городом на Земле, который был построен богами более 5 000 лет назад. О нем есть упоминания в Ригведе, и эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата». В древности он назывался Каши, что означает «город света» или «проливающий свет». Археологами были найдены остатки поселений IX до н.э.

Во времена Будды в VI веке до н.э. Варанаси был столицей царства Каши, в котором правила династия Каши Нарес, благополучно дожившая до наших дней. И до сих пор махараджа имеет сильное влияние на жителей города. Считается, что махараджи династии ведут свое происхождение от бога Шивы.

В 1194 году Варанаси был захвачен мусульманами и оставался под их контролем вплоть до 1775 года, когда в Индию пришла Британская империя.

Варанаси

Достопримечательности

Варанаси, как и приличествует самому святому городу, обладает огромным количеством различных храмов. Здесь представлены святилища практически всех богов и полубогов индуистского пантеона, джайнские, буддистские святыни, мусульманские мечети и даже христианские церкви. К сожалению, в городе не осталось ни одного храма древнее XVIII века, так как с XII столетия город постоянно подвергался набегам мусульман, разрушавших храмы чуждых им богов.

Самый священный храм города – это Каши Вишванатх или Золотой храм, посвященный Шиве. Согласно легендам, первое святилище на этом месте было построено много тысяч лет назад. В течение его длинной жизни храм несколько раз разрушался и отстраивался заново, а один раз на его месте была возведена мечеть.

Современное здание храма построено в 1776 году, а спустя 59 лет пенджабский махараджа Ранджит Сингх пожертвовал 820 кг золота на покрытие куполов. Главная святыня храма — один из Джъотирлингов под названием Ади Вишеашвара, который сохранился в первоначальном виде, так как был спрятан в колодце. Европейцам туда заходить запрещено, но можно посмотреть на храм с особой площадки, приподнятой над его стеной.

Недалеко от Каши Вишванатх располагается Храм Аннапурна Бхавани, богини плодородия, одной из ипостасей Парвати, супруги бога Шивы. Внутри храма стоят два божества – одно сделано из золота и на поклонение к нему ходят раз в год, а другое – латунное и ему можно поклоняться каждый день.

Храм Дурги посвящен другому воплощению Богини-Матери – воительнице Дурге (другое ее имя – Кали). Стены храма, построенного в XVIII веке махарани Бенгали, выкрашены в красный цвет, а вход оформлен красивыми резными колоннами. Прямо перед храмом находится бассейн Дурга Кунд.

На территории храма обитает множество обезьян, из-за чего среди туристов это место известно, как Обезьяний Храм. Статуя Дурги в храме, по легенде, не является произведением человеческих рук, а появилась здесь сама по себе. Неиндусов здесь пускают только во двор.

С храмом грозной богини Дурги соседствует храм Тулси-Манас, построенный в 1964 году. Его стены из белого мрамора расписаны стихами поэта Тулсидаса, автора Рамчаритаманас – произведения на сюжет «Рамаяны».

Храм Кедарешвар посвящен Шиве как повелителю Кедарнатха – небесного поля, где растет и зреет урожай семян души. Его стены, испещренные красно-белым узором, выделяются на фоне построек города. Это символическое представление храма Кедарнатх, находящегося в Гималаях.

Шаничар – храм, посвященный Шани или Сатурну. По поверьям, если тень Сатурна упадет на человека, то его покинет удача. Это божество просят об отведении зла от себя и близких.
Шукрешвар же посвящен Венере, которой женщины молятся о рождении мальчика.

Современный храм Бхарат Мата интересен тем, что внутри его находится рельефная карта Индии и плато Тибета, сделанная из мрамора. Храм был построен в 1936 году. Именно в нем проходила инаугурация духовного лидера Индии Махатмы Ганди.

Варанаси

Форт Рамнагар – это древняя резиденция Каши Нарес, махараджей области Бенарес, расположенная на другом берегу реки Ганга. Возраст крепости составляет более 200 лет. С Варанаси ее соединяет понтонный мост, который в период дождей разбирается. На территории форта располагается индуистский храм, посвященный мудрецу Вьясе, и музей. В музее выставлена коллекция редкостных манускриптов, а также картины, скульптуры, оружие и предметы быта, принадлежавшие королевской семье. Часть крепости для посещения закрыта.

На Лалита-гхате стоит единственный непальский храм в городе, выполненный из дерева ценных пород, привезенного специально из Непала.

Музей Бхарат Кала Бхаван Бенаресского индуистского университета интересен выставленными там археологическими находками, найденными при раскопках Радж Гхата, датируемые IX веком до н.э., гравюрами с видами Варанаси, а также коллекциями предметов искусства.

В городе есть обсерватория Джантар Мантар, находящаяся в здании бывшего джайнского храма, в которой находятся уникальные астрономические приборы.

Набережная реки Ганга с ее многочисленными гхатами (местами для ритуального омовения), которых здесь около ста, представляет собой своеобразный храм под открытым небом, посвященный священной реке Ганга. Здесь люди молятся и медитируют, проводят церемонии подношения даров и сожжения тел.

На двух гхатах — Махакарника и Харишчандра – считающихся наиболее священными, круглые сутки проводят кремацию умерших. Надо сказать, что кремация – это дорогое удовольствие, так как для сожжения одного тела требуется 100 кг дров специального дерева баньяна, которое стоит недешево. Есть те, кому не требуется очищение огнем – это монахи, коровы и беременные женщины. Их тела бросают в реку, не сжигая, так что можно представить, что ждет того храбреца, который пожелает совершить здесь омовение.

В пригороде Варанаси под названием Сарнатх располагаются буддистские памятники такие, как ступа Дхамек и развалины храмов, построенных еще при легендарном царе Ашоке из династии Маурьев. Ступа первоначально была построена в 249 году до н.э. в ознаменование произнесения Буддой его первой проповеди, но до наших дней это строение не сохранилось. Существующее сооружение было возведено в начале IV столетия.

Фестивали и праздники

Так как Варанаси фактически город тех, кто хочет очиститься от грехов и умереть, здесь практически нет фестивалей и праздников. Из тех событий, которые здесь все же случаются, можно отметить праздник Дивали, посвященный победе царевича Рамы над демоном Раваной, являющийся символом победы добра над злом.

Варанаси

Этот праздник длится три недели и его оплачивает махараджа. И, конечно же, Шиваратри – фестиваль в честь покровителя города бога Шивы, во время которого верующие прославляют его гимнами и читают истории о его деяниях.

Варанаси – вечный город, место, где самобытность индийского народа проявляется в полную силу. Смерть для них – совсем не то, из-за чего следует переживать, а то к чему следует стремиться, ибо только смерть в правильном месте позволит попасть в божественный мир. И поэтому они спокойно могут жить здесь, в этом городе мертвых, практически под открытым небом, кормясь на подаяния паломников, ожидая своего конца и не считая это чем-то из ряда вон выходящим.

Это наглядный пример того, что духовный аспект гораздо важнее физического и такое мировоззрение присуще целому народу, а не отдельным его представителям.

5/5 - (1 голос)