Холодные крещенские морозы не стали препятствием группе первооткрывателей экскурсионного тура в аэропорт Шереметьево. Взлетные леденцы и знакомые песни с первых минут создали хорошее настроение. За окнами автобуса мелькали московские новостройки, указывая путь до аэропорта. Пассажиры с интересом слушали рассказы о первом русском Икаре, о первом московском аэропорте на Ходынском поле, о летчиках, конструкторах, испытателях — первооткрывателях, исполнивших мечту о полетах. Голубое небо и зимнее солнце обещали отличную фотосъемку.

Шереметьево 1

Вскоре показались наземные постройки и самолеты. Первая остановка «Шереметьево 1» — начальная точка знаменитого воздушного порта. Забор, отделяющий экскурсантов от взлетного поля, не препятствовал рассматривать известное круглое здание — первый пассажирский терминал. Он стал брендом аэропорта с шутливым народным прозвищем «рюмка». Архитектурный комплекс — лучшее сооружение аэровокзалов 50-х годов. Он запечатлен во многих кинофильмах: «Экипаж», «Мужской сезон», «Через тернии к звездам», в мультфильме «Ну, погоди!». Над историческим старожилом возвышается новый диспетчерский корпус. Ансамбль площади завершает комбинат питания, ответственный за меню пассажиров.

Площадка споттинга

Отъехав от Шереметьева 1, мы заметили споттеров, их еще называют следящими за небом — люди, выбравшие хобби фотографирование самолетов. Многие аэропорты мира устраивают для них специальные площадки. В нашей стране организуют посещение небольшими группами только Шереметьевский и Домодедовский аэропорты. Многие любители самолетов находят интересные точки съемки за пределами охраняемой зоны. Такую площадку мы и увидели. Конечно, все захотели присоединиться к споттерам.

Имея специальное оборудование, те подсказали, что через несколько минут можно наблюдать самолет, идущий на посадку. И вот, маленькая, сверкающая на солнце точка появилась над лесом. Она двигалась прямо на нас, увеличиваясь в размерах. Наконец, появляется четкий силуэт самолета. И вот он рядом, над нами. Теперь можно разглядеть все до деталей. Кажется, что до шасси можно дотронуться рукой.

Конечно, мы тоже защелкали фотоаппаратами, но для лучшего снимка одной попытки было не достаточно. Вдали увидели несколько самолетов, выстраивающихся в очередь на посадку. Интересное ощущение: шум моторов не давил на уши, мы спокойно могли разговаривать: видно уже вступили в действие международные ограничения по уровню звука в окрестностях аэродрома. Приближение самолета отмечалось включением отпугивающей записи голосов птиц.

Удивительное ощущение! Только из-за такого момента стоило ехать на экскурсию!

Шереметьево 2

Миновав развязки, мы остановились у входа в терминал F, бывший Шереметьево 2, построенный немецкими строителями к Московской Олимпиаде 80. За дни проведения игр он принял 460.000 пассажиров. С его открытием начались регулярные полеты по 172 маршрутам в 97 стран. В состав терминала вошли вокзал с телетрапами, гостиница, производственные здания и перрон технического обслуживания. С прилегающей площади хорошо видна станция приема «Аэроэкспресса» с Белорусского вокзала.

Пройдя досмотр, группа собралась в зале аэровокзала. Хотя мы не встретились с новыми сотрудниками безопасности, но рассказать о них стоит. В 2001 г. аэропорт принял на работу 25 из 40 собак новой российской породы, 10 псов забрал на службу центр криминалистики. Сегодня в Шереметьево работает 50 четвероногих таможенников.

Порода еще не получила официального названия. Чаще, гибрид шакала с сибирской лайкой называют по имени Клима Сулимова, ведущего научного сотрудника НИИ, занимавшегося свыше 30 лет созданием породы. Пока можно встретить другие названия: квартерон (из-за присутствия ? части в гибриде шакала); шалайка, шакалайка или шуточное — шабака (от скрещивания шакала и лайки).

Шереметьево

Шакалайки различают около 0,5 млн. запахов, их обоняние на много выше обоняния немецких овчарок. Они выносливы и дружелюбны. Для них существует специальный тренировочный центр и особый тренажер — кусок фюзеляжа ТУ-134, где собаки учатся работать на борту. Шакалайки легко проходят по лестницам, карнизам и под сиденьями. Они находят наркотики и взрывчатые вещества за считанные секунды, легко опознают запах человека даже при отсутствии следов. Собаки патрулируют залы аэропорта до 15 раз в день, результат превосходит работу современных технических устройств. Еще одно свойство: шакалайки могут работать с несколькими кинологами. Увидеть собаку Сулимова можно только в России.

Музей Шереметьево

Лифт поднялся до 5 этажа, где группу встретил директор музея аэропорта Шереметьева. Летчик, поработавший во многих службах аэропорта, он с интересом рассказывал об истории предприятия с момента передачи военного аэродрома гражданской авиации, затронув перспективу развития. Рождением аэропорта считается 1959 г., когда 11 августа на взлетную полосу приземлился ТУ-104 из Ленинграда.

Подлинные экспонаты переданы в дар сотрудниками аэропорта. Здесь можно узнать о работе любой службы. Привлекает пол музея с аэродромной разметкой, потолок с сетью маршрутов Шереметьева, действующее устройство контроля багажа, модели самолетов и макет будущего Шереметьева. Интересен земляной разрез летного поля в человеческий рост с полосами различного грунта.

Наши фотографы прильнули к окнам, открывающим обзор летного поля. Кроме взлетающих самолетов, по выделенным дорожкам двигались автобусы, тягачи, машины с багажом, специальная техника. Завораживающе перемещались самолеты, соблюдая правила движения. Иногда на летном поле встречались несколько великанов, элегантно разъезжаясь в разные стороны. Все это напоминало макет, управляемый невидимой рукой. Машины походили на игрушечные модели рядом с гигантскими самолетами. Мужская половина группы легко узнавала типы самолетов и их принадлежность к летным компаниям. Этот действующий экспонат был самым впечатляющим.

Ланч

Наблюдение за летным полем продолжилось за столиками ресторана. Ланч отличался от обеда на борту самолета, но был таким же вкусным и горячим. Окончательно согревшись, мы продолжали наслаждаться взлетом небесных кораблей из разных стран.

Многие знакомы с аэропортом Шереметьево в качестве пассажиров. Наше путешествие раскрыло внутреннюю сторону порта, как заботливого работодателя, входящего в тройку Европейских лидеров по качеству услуг для пассажиров и являющегося платиновым партнером международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) за внедрение новых технологий. Мы увидели, сколько служб подготавливают наш безопасный воздушный полет.

Источник

Шевченко Н.А.