Наследие Воронежской земли. Пещерные монастыри
Пещерные монастыри, Воронеж
Туристический автобус выехал на маршрут без опоздания. Москва проводила нас ночными огнями. Дорога была свободной, меняясь только общедоступными и платными участками.
Путь в столицу Черноземья, в край донских казаков, Воронеж, предстоял долгим, но манила чудесная двухдневная программа: пещерные монастыри, родовое имение поэта Веневитинова, замок принцессы. Утром город встретил нас электрическими огнями и запоздалым осенним рассветом.
Пещерные монастыри
Короткая остановка в Воронеже и путь продолжается к пещерным монастырям. В окнах автобуса мелькают черноземные поля, чередующиеся защитными лесополосами. Странным кажется неубранные кукурузные стебли.
Оказывается, их оставляют для удержания снега на полях. Сам воронежский чернозем взят за эталон плодородия и хранится в Сен-Клу, вблизи Парижа, в Международной палате мер и весов. Известно, что немцы за годы войны вывозили чернозем целыми эшелонами.
Среди многочисленных полей не видны признаки гористой местности. Пересекаем Дон, еще поворот, появляются меловые раскопы, а мы остаемся в ожидании горных отложений. Наконец остановка. Мы стоим на гористой вершине, впереди крутые меловые спуски к Дону. Предполагается, что эта местность первоначально была дном океана. Значит, мы находимся на вершине глубокой морской впадины.
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Широкая дорога ведет вниз и скоро с обеих сторон нас обступают меловые склоны. За ветками деревьев просматриваются золотые купола, закрепленные на меловом столбе, такие столбы здесь называют дивами (от слова «дивный»). Чуть ниже появляется ансамбль Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря, за ним петляет река Дон.
В народе связывают появление пещерных монастырей с путешествием Андрея Первозванного, одного из апостолов, которому по жребию выпало нести христианское учение в Скифии и Фракии.
По легенде, сбившись с пути, апостол в XI веке прошел по России от Крыма до Ладоги. В подтверждение приводиться схожесть с Афонскими пещерными кельями. Историки же утверждают, что монастырь основан в 1640 г., во времена заселения этих мест украинскими казаками для охраны южных границ.
Известны первые жители пещер: инок Иоасаф и Ксенофонт, которые в одном из столбов Див на высоте, недосягаемой разливом весеннего Дона, вырыли и освятили церковь Успения Божией Матери. Позже, в 1652г, сюда пребывают 80 иноков для строительства наземного монастыря и укреплений от набегов татар.
Строится деревянная церковь, которая вскоре сгорает в пожаре. Монахи строят новую церковь Успения Божией Матери, реконструируют пещерный храм с новым освящением именем Иоанна Предтеча, вырубают в меловых отложениях колокольню.
На рубеже XVII — XVIII веков монастырь укрепляется и становится самой богатой обителью Воронежского края. Но его подстерегало страшное событие — холера. Появление в монастыре иконы Сицилийской Божией Матери остановило убийственную болезнь. Икона объявляется чудотворной.
За время существования монастырь по решению властей несколько раз прекращал свою деятельность, но вновь восстанавливался. Теперь обитель снова принимает паломников для поклонения иконам и мощам святых.
Особой гордостью остается пещерная церковь. По приданию она связана с монастырем подземным входом. Центральный зал церкви разделен массивными колоннами. Вооружившись свечами, проходим в боковую арку. Мы попадаем в вырубленный круговой тоннель, где монахи в праздники проводили крестные ходы под церковное пение.
По пути проходим небольшую скальную трапезную и несколько маленьких комнат для молитв.
Около церкви устроена смотровая площадка, на которую ведет удобная лестница. В самой верхней точки горы установлен поклонный крест, восхождение к нему преодолевается меловыми тропами. Трудности подъема скрашивает чудесная панорама монастыря, и великолепный вид излучены Дона.
Костомаровский Спасский пещерный монастырь
Автобус возвращается к мосту через Дон и по другому берегу держит путь в женскую обитель села Костомарово. Снова поля и спуск к реке. На меловых склонах блестят купола Свято-Спасского монастыря, основанного до принятия Русью христианства.
Несколько пещерных церквей опоясали гору, названною Русской Голгофой за схожесть с иерусалимским пейзажем. Говорят, что высота и рельеф пути к ее вершине повторяет путь Христа на Голгофу. На самой верхней точке возвышается точная копия креста, которого нес сын Божий для собственного распятия.
Главный пещерный Спасский храм (Спас переводится с греческого языка — Спаситель) удерживается на 12 меловых колоннах. Трудно представить, что предел с двумя алтарями способен вместить 2000 верующих.
В храме находится еще подземный зал с кельями и усыпальницами. Главки храма размещены на двух меловых дивах, соединенных звонницей. До революции в храме был колодец и потайной выход. Кельи отшельников соединялись с миром небольшими окнами, через которые принимали пищу и записки с просьбами о молитве.
Главная икона храма — величайшая русская святыня, икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Основой иконы служит лист железа, выбранный для долгого хранения в подземных условиях.
Роспись выполнил академик Московской академии художеств, В. В Шокорев на стыке XIX — XX века. После реставрации на иконе оставлены шесть пулевых отверстий. Стрелявший солдат явно метился в лики Богоматери и Младенца, но не попал. С того события икона прозвана в народе «Расстрельной».
Соединяющие весь пещерный ансамбль мостки приводят к пещерам старцев и храму Серафима Саровского, построенного в начале XX века.
За ними находится Пещера Столпника. В конце узкого входа едва различается икона святого. Здесь монахи испытывали себя в постоянной круглосуточной молитве стоя. Чтобы не упасть в столь трудном испытании духа они могли крепить тело цепями и веревками, свисающими со стен.
Мы доходим до поворота, внизу виден новый монастырский корпус. Кажется, что пещерных храмов больше нет, но мостки упорно ведут за поворот. Перед нами открывается вход в пещеру Покаяния. Длинный коридор с низкими потолками выводит в залы, освещенные свечами. Здесь старцы выслушивали исповедь.
Последний старец монастыря, отец Петр, исчез в 37 году. Говорят, что он был расстрелян на месте проведения исповеди. Его предсказание о двойном открытии монастыря сбылось. В первый раз он открылся во время войны, но в 60-е годы его снова опечатали. Второе открытие произошла в 1997 г. В память о последнем старце на середине подъема на русскую голгофу построена часовня.
Летом молебны проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в новом наземном храме Пресвятой Богородицы.
Шевченко Н.А.