Хармандир-Сахиб, у которого есть второе название «Золотой Храм», является центром сикхской религии в городе Амритсар штата Пенджаб в Индии.

Общая информация о Хармандир-Сахибе

Сегодня приверженцев сикхизма по всему миру насчитывают свыше 22 миллионов, 83% которых проживает в Индии и 76% индийских сикхов живут в штатах Харьяна и Пенджаб (14 миллионов человек). Сикхская религия занимает по величине девятое место в мире.

Религиозное течение сикхов возникло в 16 веке на территории северо-западной Индии. Основателем его принято считать гуру Нанак, родившемуся в 15 веке в округе Лахор (город Талванди). Он был путешественником, сумел добраться даже до Мекки, а в начале 16 века остановился в Пенджабе и стал проповедовать новое для тех мест учение. Нанак вместе со своими последователями организовали религиозную общину сикхов, которые со временем образовали самостоятельную группу, которую можно обозначить как своеобразное государство в государстве, с присущими ему законами, руководителями и идеологией.

Когда британцами было разгромлено сикхское государство в 1849 году, начинается массовая эмиграция сикхов. При этом британцы оказывали должное уважение представителям этой религиозной общины и даже предоставляли места в госаппарате в составе Индийской Гражданской Службы. Некоторая часть сикхов была привлечена на строительство железных дорог в Британской Восточной Африке. По окончании Второй мировой войны сикхи начали эмигрировать в Северную Америку и Британию.

У сикхов один из самых низких коэффициентов рождаемости по сравнению с другими общинами Индии. Ежегодно их численность увеличивается на 400 тысяч человек.

История Хармандир-Сахиба

В городе Амритсар находится целый храмовый комплекс, занимающий достаточно большую площадь. Но основным местом для посещений экскурсий и паломников является Золотой Храм, представляющий собой двухэтажное здание, у которого на крыше расположена беседка. В этой беседке днем чтецы перечитывают отрывки из священной книги.

Хармандир-Сахиб

Согласно древней легенде очень давно на этом месте медитировал Будда, которого привлекала необыкновенное спокойствие озера. В последствии, четвертым гуру сикхов Рам-Дасом в 16 веке был выкопан водоем в форме квадрата, а в центре возведен храм. Вокруг храма постепенно начал формироваться город. Только к началу 17 века храмовый комплекс принял завершенный вид и был построен полностью. Именно с тех пор внутри храма хранятся оригиналы манускриптов, написанных гуру Арджан Девом.

Храмовый комплекс размещен на достаточно большой площади и включает не один десяток строений. Дополняет центральный комплекс группа зданий, которые расположены по периметру водоема и визуально создают стены форта с четырьмя входами, которые символизируют вхождение любого человека в храм независимо от вероисповедания и цвета кожи. Основное ограничение на территории храмов – нельзя употреблять мясо или алкогольные напитки, а также запрещается курить.

Гобин Сингх (десятый гуру в период 1675-1708 гг.) сократил пост гуру по наследству и передал власть религиозной общине хальсе. Временным вождем был избран Банда, который в 1716 году в городе Дели был казнен. В дальнейшем последователи и ученики Гобинд Сингха разделили всю территорию сикхов на 12 мисалей.

Постепенно мощь Сикхского государства усиливается и с 1762 года его территория значительно увеличивается. Когда к власти пришел Ранджит Сингх в 1801 году конфедерация превращается в империю с разноплановым населением. Здесь было 80% мусульман, 10% сикхов и 10% индуистов. После смерти правителя в 1839 году разбушевались раздоры за территорию между сердарами (военными начальниками), которые уже к тому времени были достаточно крупными феодалами. Именно результат ослабления сикхов и позволил британцам уничтожить их государство в 1849 году. Последний сикхский князь Далип Сингх англичанами был смещен с престола. Резиденцией британского губернатора выбран Лахор.

В религию сикхов может вступить любой желающий, независимо от пола, происхождения и национальности. Для всех сикхов обязательна процедура Амрит, которая является подобием христианского крещения. Одной из особенностей этой веры – обязанность каждого сикха носить при себе пять предметов: кеш (спрятанные под чалмой нетронутые волосы), стальной браслет, гребень для волос, нижнее белье и спрятанный под одеждой меч или кинжал. При этом меч ни в коем случае не должен быть использован для утверждения личной власти или насилия.

Покойным не возводятся монументы. Погребальная церемония – кремация, пепел умершего после кремации бросают в реку или канал. Считается, что после смерти сикха его душа соединяется с Богом.

Хармандир-Сахиб

Политическая структура сикхизма развивалась в три этапа. Ранним сикхам была характерна неограниченная власть духовных лидеров (гуру). В этот период сикхской общине пришлось столкнуться с завоеванием Индии мусульманами в 16-18 веках. Результатом явилась милитаризация сикхов, и власть передана сикхской общине хальсе. Во времена существования позднего Сикхского государства перемещение власти осуществилось в сторону сердаров, которые в итоге враждовали между собой и привели к гибели государств сикхов.

В 1947 году начался раздел Британской Индии на Пакистан и Индию. Остро вспыхивают конфликты между сикхами и мусульманами, которые приводят к массовым эмиграциям мусульман из Восточного Пенджаба, а сикхов – из Западного. С 1970 года возникают противоречия между индуистами и сикхами по вопросу дискриминации и диктатуры Индиры Ганди. В 1984 году во время очередной военной операции индийской армии против сикхов погибло около 490 мирных жителей. При этом и сам храм сильно пострадал. В качестве мести сикхские экстремисты в том же году была убита премьер-министр Индира Ганди.

В настоящее время сикхи занимают определенное количество должностей в правительстве Индии, в армии – около 20% офицерских званий и должностей при достаточно малом удельном весе в общей численности населения (2%).

Наиболее успешными сикхи являются в сельском хозяйстве, их угодья являются наиболее прибыльными по сравнению с другими в Пенджабу, и достигают результата, в три раза выше среднего показателя по всей территории Индии. Еще одним знаменательным событием для нас является посещение Золотого храма в 1891 году царя Николая II.

Религиозное значение Хармандир-Сахиба и его культурное значение для Индии

Хармандир Сахиб имеет огромное религиозное значение для сикхов и является одним из священнейших храмов в Индии. Название «Золотого храма» получил благодаря отделке стен золотыми пластинами. Именно эти пластины создают впечатление храма, сделанного из целого куска золота. При этом интересным фактом является то, что такой вид он приобрел в первой половине 19 века под руководством императора Ранджит Сингха, когда и были произведены работы по отделке храма мрамором и золотом.

Текущее состояние Золотого храма

Особенностью Золотого храма является его расположение в середине озера совершенно квадратной формы. Чтобы попасть в святилище нужно пройти по узкому мраморному мостику, который символизирует путь разделения людей на праведников и грешников.

Главной достопримечательностью Золотого храма является его утонченная роскошь и возвышенная красота. Помимо совершенства снаружи, выраженное в правильных формах здания, которая подчеркивается золотым обрамлением, Золотой храм необычайно красив и внутри. Стены его украшены инкрустациями, поражающими своей изящностью, также присутствуют великолепные орнаменты и драгоценные камни.

Хармандир-Сахиб

Особенности Золотого храма

Храмовый комплекс иногда называют крупной столовой. Ежедневно сюда приходят до 30 тысяч человек, чтобы получить питание бесплатно. При этом интересным фактом является то, что приготовление и подача еды осуществляется добровольцами, независимо от вероисповедания, национальности и занимаемого положения. Пища подается в столовую без мебели и ориентирована на вегетарианские составляющие.

Также среди составляющих храмового комплекса есть спальня, в которой может остановиться любой желающий. Остаться здесь можно на три ночи, но проводить время придется в спартанских условиях: спать на полу, а умываться холодной водой. Несмотря на отсутствие определенной цивилизации в стенах Золотого храма можно ощутить умиротворенность и приближенность к Богу.

Источник